Главная |  Регистрация |  Контакты
 
   
   
20 сентября 2013
Обновление информации об ИЭУП

14 июня 2013
Обновление информации о КФ АТ и СО

28 марта 2013
Обновление информации о КГАСУ

18 октября 2012
Обновление информации о КГЭУ
   
Зарегистрированные: 1177

   
Международный институт экономики и права (МИЭП) Казанский государственный университет (КГУ) Казанский государственный технологический университет (КГТУ) Казанский авиационный институт (КАИ) (КГТУ им.Туполева) Казанский государственный педагогический университет (КГПУ) Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ) Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ) Казанский государственный медицинский университет (КГМУ) Казанский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ) Казанская государственная консерватория (КГК) Казанский Государственный Аграрный Университет (КГАУ) Казанская государственна академия ветеринарной медицины (КГАВМ) Казанский институт Российского государственного торгово-экономического университета (КИРГТЭУ) Казанский кооперативный институт (филиал) Московского университета потребительской кооперации Казанский юридический институт МВД РФ (КЮИ МВД) Казанский филиал Владимирского юридического института Минюста РФ Институт государственной службы при Президенте РТ Казанский филиал Российской академии правосудия Казанский филиал Академии труда и социальных отношений (КФ АТ и СО) Университет управления "ТИСБИ" Институт экономики управления и права (ИЭУП) Академия Социального образования (Казанский социально-юридический институт) (АСО КСЮИ) Татарско-американский региональный институт (ТАРИ)
   
   
 
 
 
Нажмите здесь, если забыли пароль

 

Казанский государственный технологический университет (КГТУ)

РАЗДЕЛ » ВУЗы г. Казани » КГТУ » Учебный процесс
Ректор
Возглавляет вуз - доктор технических наук (1970), профессор (1973), действительный член Академии Наук Республики Татарстан, член президиума Академии Наук Республики Татарстан, академик-секретарь отделения Химии и химической технологии Академии Наук Республики Татарстан, советник Президента Республики Татарстан по науке и высшему образованию, Заслуженный деятель науки и техники ТАССР (1984) и РСФСР (1988), Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 г., член научного совета Российской Академии Наук по проблеме «Теоретические основы химической технологии», редактор регионального научного сборника «Массообменные процессы и аппараты химической технологии», главный редактор научного журнала «Вестник Казанского технологического университета», председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций, член редколлегии журнала Российской Академии Наук
Учебный процесс «Теоретические основы химической технологии», член рабочей группы Европейской Федерации инженеров-химиков Сергей Германович ДЬЯКОНОВ.
Родился 18 июля 1937 г. в городе Казани.
1954 г. - окончил с золотой медалью среднюю школу № 19 г. Казани
1960 г. - окончил с отличием механический факультет КХТИ (специальность: «Машины и аппараты химических производств»)
1960 - 1963 гг. - аспирант кафедры теплотехники КХТИ
1963 - 1966 гг. - ассистент той же кафедры
1964 г. - защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук
1966 - 1971 гг. - доцент кафедры теплотехники
1970 г. - защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук
1971 - 1975 гг. - профессор кафедры теплотехники
1975 - 1983 гг. - заведующий кафедрой физики
1979 - 1983 гг. - проректор КХТИ по научной работе
1983 - 1996 гг. - заведующий кафедрой процессов и аппаратов химической технологии
С 1988 г. избран ректором КХТИ (КГТУ)

Возглавляемый С.Г.Дьяконовым Казанский химико-технологический институт одним из первых в Российской Федерации и первый в Татарстане был преобразован в Казанский государственный технологический университет. В основу преобразования были положены фундаментализация, информатизация и гуманитаризация учебного процесса, значительное расширение профиля и уровней подготовки специалистов.
Дьяконов С.Г. является одним из инициаторов и разработчиков Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Татарстан в области высшего образования. Он также является идеологом Концепции развития высшего образования в Республике Татарстан, на основе которой разработана программа развития регионального образовательно - научного комплекса (модель Республики Татарстан).

В основу стратегического курса развития КГТУ С.Г. Дьяконовым была заложена идея создания образовательно - научно - производственного учреждения нового типа, способного комплексно решать задачи в области образовательной и научной деятельности. При этом университет исходил из того, что наиболее эффективно учреждения высшего профессионального образования могут развиваться, осуществляя свою деятельность в условиях федеральной системы с максимальным увеличением роли регионов в поддержке научно – образовательной деятельности вузов.
Речь идёт об интеграции вуза в социально - экономическую сферу региона, участии его в решении научно - технических проблем, кадровом обеспечении новых производственных и управленческих структур.
Постановлением Правительства РФ № 676 от 17.09.01г. модель УНПК, которую реализовывал КГТУ (в виде единого юридического лица), признана в качестве приоритетной.
В условиях изменившейся экономической и политической ситуации и требований научно - технического прогресса университет под руководством С.Г. Дьяконова с 1993 года приступил к широкомасштабной подготовке кадров для ведущих отраслей промышленности Республики Татарстан и ближайших регионов в области экономики, менеджмента, управления, пищевой промышленности и ряду других направлений.
Одновременно университетом наряду с развитием перспективных фундаментальных исследований был взят курс на решение научно - технических задач региона. КГТУ явился одним из инициаторов формирования перспективных механизмов взаимодействия науки, образования и производства, стал по ряду направлений опорным звеном региональной научно - технической политики.

Роль КГТУ в решении региональных проблем, организация в нём законченного образовательно-научно-производственного цикла настоятельно требовали изменения состава учредителей. На основании Постановления Правительства РФ в качестве соучредителя КГТУ стало Правительство РТ, в состав университета были включены научно - исследовательский и проектный институты.
С.Г.Дьяконов координировал работу по реализации концепции развития университета в области образовательной деятельности. В период с 1992 по 1999 гг. была создана нормативно - правовая база, адекватная целям и задачам реформирования образования, осуществлён переход к многоуровневой системе подготовки инженерных и научных кадров, проведено изменение содержания и внедрение новых технологий обучения, основанных на принципах инновационного образования.
Дьяконов С.Г. является научным руководителем целевой комплексной программы «Педагогические кадры КГТУ». Цель программы - обеспечение кафедр университета педагогическими кадрами высшей квалификации по сложившимся, развивающимся, вновь создаваемым и перспективным учебным и научным специальностям на период с 1996 по 2005 годы. Эта программа определила также политику университета в отношении подготовки, переподготовки и повышения квалификации ППС, изучения и использования резервов повышения качества и эффективности труда преподавателя.

Особая роль в решении этих вопросов отводится Центру подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала, организованному при КГТУ в 1994 году по инициативе С.Г. Дьяконова. Вместе с открытием Центра сформировались новые кафедры, лаборатории и новое научное направление по теории и методике профессионального образования: были открыты аспирантура, докторантура, диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (по специальностям 13.00.02 - теория и методика обучения (химии) и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования). ЦППКП является головным в регионе по проблемам дополнительного профессионального образования, его научно – исследовательские работы включены в координационные планы Академии наук РТ и РАО.
На базе ЦППКП создан Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО), которому по предложению Совета ректоров вузов и Кабинета Министров РТ в 1998 г. Минобразованием России придан статус межотраслевого центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Центр подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов проводит обучение специалистов (магистров, аспирантов, преподавателей, зав. кафедрами) по оригинальным программам с присвоением квалификации «Преподаватель высшей школы». Центр прошёл также международную аккредитацию и получил лицензию Европейского мониторингового комитета по инженерной педагогике на право ведения данной образовательной деятельности и выдачу международного диплома «Европейский преподаватель инженерного Вуза». За прошедшие пять лет около 2000 преподавателей из 18 вузов и сузов региона повысили квалификацию, из них 20 человек получили диплом «Европейского преподавателя инженерного вуза» 1МО-РЕАО Ю1Р. В диссертационном совете по специальности 13.00.08 защищено 9 докторских и 12 кандидатских диссертаций, в настоящий момент представлены к защите 2 докторские и 4 кандидатские диссертации.
Такое комплексное обеспечение позволило создать качественно новую систему подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов как основу их профессионального роста и улучшения качества выпускаемых специалистов.

Под научным руководством С.Г.Дьяконова в технологическом университете успешно развиваются новые научные направления по проблемам профессионального образования: проектирование содержания инженерного образования, новых технологий подготовки специалистов; фундаментализации технического и технологического образования специалистов на основе ее различных базовых структур; широкопрофильная подготовка специалистов на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции, имеющей конечной целью подготовку современного специалиста, способного быстро осваивать и, при необходимости, создавать новые наукоемкие и культуроемкие технологии.
По итогам 2003 г. КГТУ занимает 19 место среди 174 технических и технологических вузов России.
С.Г. Дьяконов - крупный учёный. Он создал научную школу по теории массообменных процессов и разработал научное направление:
«Оптимальное проектирование промышленных аппаратов на базе сопряжённого физического и математического моделирования». Он возглавляет научную программу «Химия и химическая технология Республики Татарстан», а университету решением Правительства РТ (постановления КМ РТ от 14.04.95г. №212 и 13.02.97 №119) придан статус Государственного научного технологического центра РТ. Кроме того университет является головной научной организацией по направлениям «Нефтехимия», «Нефтедобыча и нефтепереработка», «Конверсия».

По инициативе С.Г.Дьяконова в Татарстане возрождены традиции попечительства: при Казанском государственном технологическом университете создан Совет Попечителей, в состав которого вошли 45 руководителей ведущих предприятий Республики Татарстан и Российской Федерации.
С.Г. Дьяконов внёс существенный личный вклад в разработку теоретических основ образовательной деятельности КГТУ и осуществлял практическое руководство развитием структуры вуза как технологического университета. Ему принадлежит большая роль в решении концептуальных проблем развития высшего образования в Республике Татарстан, в разработке научно - методических основ обеспечения вузовского учебного процесса, в реализации ряда образовательных программ, направленных на решение социальных проблем общества.

Факультеты и студенты
ИНЖЕНЕРНЫЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(дневная форма обучения)
- Химия и технология органических соединений азота
- Химическая технология органических веществ (Технология хим-фарм препаратов)
- Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив
- Химическая технология высокомолекулярных соединений
- Технология энергонасыщенных материалов и изделий
- Материаловедение и технология новых материалов
- Технология пиротехнических средств
- Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
- Автоматизированное производство химических предприятий
- Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
- Инженерная защита окружающей среды (в спец. химии, спец.технологии)

ИНСТИТУТ ХИМИЧЕСКОГО И НЕФТЯНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
механический факультет

- Машины и аппараты химических производств (все формы обучения)
- Оборудование нефтегазопереработки (дневная, заочная формы обучения)
- Вакуумная и компрессорная техника физических установок (все формы обучения)
- Энергетика теплотехнологий (дневная форма обучения)
- Технология деревообработки (вечерняя, заочная формы обучения)
- Машины и аппараты пищевых производств (заочная форма обучения)
- Техника и физика низких температур (заочная форма обучения)

факультет энергомашиностроения и технологического оборудования
(дневная форма обучения)
- Техника и физика низких температур
- Вакуумная и компрессорная техника физических установок
- Машины и оборудование лесного комплекса
- Технология деревообработки

ИНСТИТУТ НЕФТИ И ХИМИИ
факультет нефти и нефтехимии

- Химическая технология органических веществ (дневная, заочная формы обучения)
- Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов (дневная, вечерняя формы обучения)
- Основные процессы химических производств и химическая кибернетика (дневная форма обучения)
- Стандартизация и сертификация (по отраслям) (дневная форма обучения)
- Управление качеством (дневная форма обучения)

факультет химических технологий
- Технология электрохимических производств (все формы обучения).
- Химическая технология неорганических веществ (все формы обучения)
- Химическая технология тугоплавких и неметаллических материалов (все формы обучения)
- Безопасность технологических процессов и производств (дневная форма обучения)

ИНСТИТУТ ПОЛИМЕРОВ
- Химическая технология кинофотоматериалов и магнитных носителей (Технология производства кинофотоматериалов; Технология полиграфических процессов (дневная, вечерняя, заочная формы обучения)
- Химическая технология высокомолекулярных соединений (Каталитические технологии в полимерной химии; Технология синтетического каучука; Химическая технология пластических масс) (дневная, заочная формы обучения)
- Технология переработки пластических масс и эластомеров (Химическая технология переработки эластомеров; Технология полимерных пленочных материалов и искусственных кож) (дневная, вечерняя формы обучения)
- Химическая технология органических веществ (Технология косметических средств) (дневная форма обучения)

ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОДЫ И ДИЗАЙНА
факультет технологии легкой промышленности и моды

- Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности (заочная форма обучения)
- Инженерное дело в медико-биологической практике (дневная, вечерняя формы обучения)
- Химическая технология высокомолекулярных соединений (Технология лакокрасочных композиционных материалов и покрытий) (дневная, вечерняя формы обучения) (дневная, вечерняя формы обучения)
- Технология швейных изделий (все формы обучения)
- Технология изделий из кожи (дневная, заочная формы обучения)
- Технология кожи и меха (дневная, заочная формы обучения)

факультет дизайна и программной инженерии
- Дизайн (дневная, вечерняя формы обучения)
- Художественное проектирование костюма (вечерняя форма обучения)
- Информационные системы и технологии (дневная, заочная формы обучения)
- Конструирование швейных изделий (все формы обучения)
- Конструирование изделий из кожи (дневная, заочная формы обучения)

факультет управления и автоматизации
- Автоматизированные системы обработки информации и управления (дневная, заочная формы обучения)
- Автоматизация технологических процессов и производств (дневная, заочная формы обучения)
- Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (дневная, заочная формы обучения)
- Информатика и вычислительная техника (дневная форма обучения)
Институт управления, экономики, права и социально-гуманитарных технологий

факультет экономики, управления и права
- Менеджмент организации (дневная, заочная формы обучения)
- Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (дневная, заочная формы обучения)
- Государственное и муниципальное управление (дневная, заочная формы обучения)

факультет социальных и гуманитарных технологий
- Социальная работа (дневная, заочная формы обучения)

ИНСТИТУТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ И БИОТЕХНОЛОГИИ
факультет пищевых технологий

- Биотехнология (дневная, вечерняя формы обучения)
- Технология мяса и мясных продуктов (дневная, заочная формы обучения)
- Технология хлеба, мучных, кондитерских и макаронных изделий (дневная, заочная формы обучения)
- Технология продуктов общественного питания (дневная, заочная
формы обучения)
- Рациональное использование материальных и энергетических
ресурсов (дневная форма обучения)

факультет пищевой инженерии
- Технология продуктов детского и функционального питания (дневная формы обучения)
- Технология консервов и пищеконцентратов (дневная форма обучения)
- Технология бродильных производств и виноделие (дневная, заочная формы обучения)
- Технология переработки пластических масс и эластомеров (дневная, вечерняя формы обучения)
- Технология и дизайн упаковочного производства (дневная, заочная формы обучения)
- Пищевая инженерия малых предприятий (дневная, заочная формы обучения)
- Машины и аппараты пищевых производств (дневная форма обучения)
- Биотехнология (дневная, заочная формы обучения)

факультет военного образования
факультет дополнительного образования
факультет довузовской подготовки

Данный факультет имеет в своем составе дневные, воскресные, вечерние и заочные платные подготовительные колледжи, платное вечернее подготовительное отделение (рабфак), где осуществляется подготовка абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения. Для слушателей ФДП организуются вступительные экзамены в 1 потоке, которые проводятся в конце июня - начале июля. Ежегодно с 16 июня при университете функционируют 3-х недельные подготовительные курсы, слушатели которых сдают вступительные экзамены во втором потоке (с 7 июля).

Данный факультет имеет в своем составе дневные, воскресные, вечерние и заочные платные подготовительные колледжи, платное вечернее подготовительное отделение (рабфак), где осуществляется подготовка абитуриентов к поступлению в высшие учебные заведения. Для слушателей ФДП организуются вступительные экзамены в 1 потоке, которые проводятся в конце июня - начале июля. Ежегодно с 16 июня при университете функционируют 3-х недельные подготовительные курсы, слушатели которых сдают вступительные экзамены во втором потоке (с 7 июля).
Дистанционное обучение в вузе реализуется кафедрой информатики и прикладной математики, которой разработано и внедрено учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по дистанционной форме для специальности информационные системы и технологии, Кроме того, дистанционное обучение реализуется в университете при изучении отдельных дисциплин гуманитарного и социально-экономического плана.
По данным на начало 2005 года в вузе обучалось 27684 человека. Около 400 выпускников ежегодно получают диплом с отличием.

Новые специальности
До 1990 года учебные планы в вузе разрабатывались на основании примерных учебных планов УМО: для технологов и механиков, в которых жестко оговорены дисциплины и нагрузка по ним.
С введением рыночных отношений стало меняться и содержание образовательных программ. Уже с появлением ГОС ВПО первого поколения по специальностям (1995 г.) у вузов появилась некоторая свобода. В ГОС ВПО первого поколения в блоках: «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (ГСЭ), «Общие естественнонаучные дисциплины» (ЕН), «Общепрофессиональные дисциплины» (ОПД), «Специальные дисциплины» (СД) предусмотрены дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом). У вуза появилась возможность по-своему усмотрению включать набор дисциплин (в рамках часов, предусмотренных ГОС). Например, для усиления фундаментальной подготовки студентов были введены дисциплины: «Спецглавы математики», «Дополнительные главы химии» и др.

В 2000 году с появлением ГОС ВПО второго поколения, составленных по направлениям для группы родственных специальностей, учебные планы переработаны и ориентированы и на новые стандарты. Наряду с дисциплинами федерального компонента и по выбору студента включены также дисциплины регионального компонента, наполнение которых вуз осуществляет самостоятельно. Например, имеют место такие дисциплины как: «Культурология и культура Татарстана», «История Татарстана и социология межэтнических отношений», «Татарский язык», «Управление регионом», «Химия нефти» (поскольку Татарстан – нефтяная республика). Появилась также возможность вести ряд дисциплин на двуязычной основе (на русском и татарском языках).
В связи с необходимостью подготовки выпускников к работе в рыночных условиях экономики в учебные планы технологов и механиков были введены нетрадиционные дисциплины такие, как «Менеджмент и маркетинг», «Сертификация и маркетинг в области новых материалов». И напротив, специальности, далекие от инженерных, учли специфику промышленности региона. Так в учебном плане по специальности 060800 – Экономика предусмотрена не профильная дисциплина – «Процессы и аппараты химических производств».

В настоящее время спектр образовательных программ, реализуемых в вузе, достаточно широк, разнообразны и дисциплины (по названию и наполнению), включенные в учебные планы в блоки по выбору и региональный компонент. Они в максимальной степени ориентированы на трудоустройство выпускников в промышленности региона и его быструю адаптацию на рабочем месте.

Отсрочка от армии
Отсрочка от армии предоставляется студентам по всем специальностям на срок обучения.

В КГТУ имеется факультет военного образования, куда принимают студенты 2 курса КГТУ по контракту.
Подготовка осуществляется по следующим специальностям:
- инженер службы горюче-смазочных материалов;
- инженер службы ракетно-артиллерийского вооружения.
Успешно прошедшие курс военного обучения представляются на получение воинского звания лейтенант.

Преподаватели
В числе преподавателей вуза:
- профессоров, докторов – 210 чел.
- кандидатов наук – 661 чел.

Аспирантура
В 2004-2005 годах общая численность аспирантов составила 570 человек, докторантов – 35. Численность соискателей ученой степени кандидата наук – 246 человек, ученой степени доктора наук – 7 человек.

Диссертационный совет
В КГТУ работают 13 диссертационных советов: 7 – по защите докторских диссертаций и 6 – по защите кандидатских диссертаций.

Научные специальности, по которым проводится защита диссертаций:
Шифр совета: Д212.080.01
Научные специальности:
02.00.01 – Высокомолекулярные соединения
05.17.04 – Технология органических веществ
05.17.06 – Технология и переработка полимеров и композитов
Шифр совета: Д212.080.02
Научные специальности:
03.00.16 – Экология
03.00.23 – Биотехнология
05.26.03 – Пожарная и промышленная безопасность (в химической и биотехнологической отраслях промышленности)
Шифр совета: Д212.080.03
Научные специальности:
02.00.01 – Неорганическая химия
02.00.04 – Физическая химия
02.00.05 – Электрохимия
Шифр совета: Д212.080.04
Научные специальности:
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (химии в общеобразовательной и высшей школе)
13.00.08 – Теория и методика профессионального образования
Шифр совета: Д212.080.05
Научные специальности:
02.00.11 – Коллоидная химия и физико-химическая механика
02.00.13 – Нефтехимия
Шифр совета: Д212.080.06
Научные специальности:
05.14.04 – Промышленная теплоэнергетика
05.17.08 – Процессы и аппараты химических технологий
05.17.12 – Процессы и аппараты пищевых производств
Шифр совета: Д212.004.01
Научные специальности:
01.04.17 – Химическая физика, в т.ч. физика горения и взрыва
05.17.06 – Технология и переработка полимеров и композитов
05.17.07 – Химия и технология топлив и специальных продуктов
Шифр совета: К212.080.01
Научные специальности:
01.02.05 – Механика жидкости, газа и плазмы
05.02.02 – Машиноведение, система приводов и детали машин
05.04.06 – Вакуумная, компрессорная техника и пневмосистемы
Шифр совета: К212.080.02
Научные специальности:
22.00.08 – Социология управления
Шифр совета: К212.080.03
Научные специальности:
05.19.01 – Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности
05.19.05 – Технология кожи и меха
Шифр совета: К212.080.04
Научные специальности:
05.17.01 – Технология неорганических веществ
05.17.03 – Технология электрохимических производств и защита от коррозии
Шифр совета: К212.080.05
Научные специальности:
02.00.03 – Органическая химия
02.00.15 – Катализ
15.00.02 – Фармацевтическая химия, фармакогнозия
Шифр совета: К212.080.06
Научные специальности:
08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).

Ежегодно в диссертационных советах защищается в среднем 10 докторских и 65 кандидатских диссертаций.

Библиотека
Библиотека университета является одним из важнейших структурных подразделений вуза.
Обслуживание ведется на 7 абонементах и 11 читальных залах.
На 1 января 2005 года фонд библиотеки составляет 1.867.208 экземпляров, в том числе:
- научная литература – 1.323.177
- учебная литература– 443.917
- художественная литература - 26.033
- зарубежная литература – 74.081
За 2004 год:
- количество читателей – 23.823 человек, в том числе: студентов – 21.442;
- количество посещений - 386.673;
- количество книговыдач - 937.673.

В библиотеке университета ведется электронный каталог (около 60 тыс. записей), создаются библиографические базы данных по различным направлениям деятельности вуза, имеется зал электронных ресурсов, предоставляющий читателям доступ к удаленной информации.
Информационные ресурсы библиотеки полностью обеспечивают учебную и научную деятельность КГТУ, соответствуют требованиям, предъявляемым к вузовским библиотекам, и создают необходимую базу для библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей.
Библиотека активно востребована читателями. Ежедневно библиотеку посещают около 1,5 тысяч человек и выдается более 3 тысяч различных изданий.

Учебные корпуса
Университет вместе со структурными подразделениями («Союзхимпромпроект», «Казанский химико-технологический колледж», НИИ «Спецкаучук» и др.) имеет 75 зданий, в т.ч. 24 учебных корпуса.
В планы по расширению площадей входит реконструкция (надстройка) корпуса «Л» - этаж площадью около 1000 м2, строительство новой спортивной базы.
Рассматривается вопрос о строительстве нового 9-этажного учебного корпуса по улице Сибирский тракт.

Компьютерные классы
В ВУЗе имеет 54 компьютерных класса, в которых размещено около 500 компьютеров, что составляет 53% от нормы, рекомендованной Министерством высшего образования Российской Федерации.

Дополнительное образование
КГТУ предоставляет возможность получить, кроме основного образования, еще одно дополнительное профессиональное образование и подтвердить это соответствующим документом – дипломом КГТУ государственного образца. Факультет имеет широкий спектр самых дефицитных и престижных в наши дни специальностей:
- Налоговый инспектор
- Переводчик
- Специалист по информатике
- Преподаватель
- Менеджер
- Референт
- Психолог
- Социолог.

Переподготовка кадров
В Казанском государственном технологическом университете создан Институт дополнительного профессионального образования, объединивший в своем составе федеральный Центр подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Урала и Поволжья - ЦППКП, 5 высших школ (Экономики, Управления, Менеджмента, Иностранных языков, Русско-Итальянская школа «Стиль»), Центр непрерывного образования, ФПК для преподавателей, ФДО для студентов и др.
Институт реализует более 300 программ и охватил за последние 5 лет около 22 тысяч слушателей, среди которых – руководители и специалисты ведущих бюджетообразующих предприятий РТ (ОАО «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», «Казаньоргсинтез»). В реализации программ принимают участие ведущие профессора, доценты, которые с одной стороны передают современные научные знания в промышленность, а с другой – осваивают тонкости современных передовых технологий. Их востребованность и высокий уровень преподавания обеспечиваются во многом благодаря деятельности федерального ЦППКП - Центра инженерной педагогики, функционирующего при КГТУ с 1994 года и возглавляемого академиком РАО Кирсановым А.А.

В структуре Центра - три кафедры (педагогики и методики ВПО, информационных технологий обучения и методологии инженерной деятельности) и две лаборатории. В составе кафедр – 2 академика и 1 член-корреспондент РАО, 9 профессоров - докторов наук, 15 доцентов, 13 старших преподавателей и ассистентов.
За 10 лет в Центре прошли переподготовку и повышение квалификации более 1500 преподавателей и сотрудников из более 30 вузов региона, в том числе поток заведующих кафедрами и деканов факультетов.

На базе Центра активно функционируют аспирантура, докторантура и специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по инженерной педагогике, в составе которого ведущие ученые вузов и академических институтов г. Казани, академики и член-корреспонденты РАО и АН РТ. За это время в совете защищены 17 докторских диссертаций (в том числе руководителями и организаторами образования из гг. Москвы, Н. Новгорода и Казани) и более 50 кандидатских диссертаций.

С 1997 года Центр аккредитован Международным обществом по инженерной педагогике IGIP для обучения по программе «Европейский преподаватель инженерного вуза». С 2004 года Минобразованием РФ Центру поручена подготовка преподавателей для системы ДПО и внутрифирменного обучения (25 человек в год) по очной форме обучения.
Аналогичные подразделения стали создаваться практически во всех государственных и негосударственных вузах и их филиалах. Многоукладная экономика Республики Татарстан нуждалась в широком спектре программ переподготовки. Это потребовало создания интегрированной системы, объединяющей подразделения ДПО всех вузов и ссузов, а также специализированные учреждения ДПО республики. В результате по предложению Совета ректоров вузов РТ, поддержанному Кабинетом Министров Республики Татарстан, приказом Минобразования России в 1998 году Институту дополнительного профессионального образования КГТУ был придан статус Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ. И практически сразу же совместным решением Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, Государственного комитета РТ по управлению государственным имуществом, Совета ректоров вузов Республики Татарстан, Ассоциации промышленных предприятий Республики Татарстан МРЦПК был придан статус сначала межвузовского, а затем- республиканского центра.

Сегодня, спустя почти семь лет с момента учреждения МРЦПК РТ, можно констатировать, что идея, заложенная в создание МРЦПК, себя оправдала. Стратегия, избранная сообществом вузов в лице Совета ректоров вузов РТ, Совета директоров ссузов, МЭП РТ и МО РТ, в части развития ДПО, позволила в короткие сроки добиться ощутимых результатов, «завоевать» образовательное пространство. В 2001 г. МРЦПК РТ был аккредитован Министерством экономики и промышленности республики в качестве общественно-государственного органа управления ДПО по реализации дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования.

К моменту создания экспериментальной площадки был накоплен значительный опыт в области ДПО:
- разработана Концепция развития дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан;
- принята «Программа развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы»;
- созданы Ассоциация образования взрослых и Ассоциация руководителей кадровых служб предприятий;
- начато издание специализированного журнала ДПО «Служебная лестница»;
- создан Экспертный совет по экспертизе дополнительных образовательных программ и его рабочие группы.

Вузы наработали хороший опыт создания и реализации программ ДПО.
Сегодня в соответствии с разработанной республиканской Концепцией ДПО в регионе сложилась система общественно-государственного управления ДПО с центром ответственности за кадровую политику в лице Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан.

Здесь три основные подсистемы: управляющая, исполнительная, подсистема заказа образовательных услуг:
Управляющая подсистема – Mинобразования и науки РТ (как центр ответственности за развитие ДПО РТ), территориальные органы управления образованием, городские и районные советы по ДПО;
Исполнительная подсистема – МРЦПК РТ (подразделения ДПО вузов, ссузов, отраслевые филиалы и зональные центры);
Подсистема заказа образовательных услуг – отраслевые министерства, предприятия, организации и учреждения.
Координирующим органом системы является Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики (МВК), возглавляемая заместителем Премьер-министра РТ – министром экономики и промышленности Республики Татарстан. В состав МВК входят министры, руководители предприятий, ректоры ведущих вузов Татарстана.

Наработанный в республике опыт функционирования федеральной экспериментальной площадки «Система университетских комплексов в РТ» стимулировал важную инициативу о продолжении аналогичного эксперимента в сфере ДПО. Внимательно изучив наш опыт, Минобразования России своим приказом придал системе ДПО Республики Татарстан статус федеральной экспериментальной площадки на 2003-2005 гг., была разработана и утверждена Программа эксперимента. Программа эксперимента предусматривает выполнение многих этапов – от разработки концептуальных основ эксперимента по созданию региональной модели ДПО до внедрения полученных результатов в масштабе России.

Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования в регионе, первые результаты проводимого в Республике Татарстан федерального эксперимента по отработке региональной модели системы дополнительного профессионального образования обозначили ряд проблем, которые требуют государственного решения как на уровне федерации, так и региональной властью.

Главным образом, это сама необходимость постоянного государственного присутствия в этой сфере образования в различных формах. Только на основе законодательного регулирования, соответствующей нормативной базы можно обязать работодателя тратить определенные средства (речь идет о 2-4% от фонда оплаты труда) и систематически повышать квалификацию персонала, переподготавливать работников с учетом потребностей производства и рынка труда. Только через федеральные и региональные программы, обеспеченные достаточным бюджетным финансированием, можно обеспечить системную специализированную подготовку самих преподавателей системы ДПО. Это особенно важно для преподавателей, повышающих квалификацию высших менеджеров для отраслей экономики и сферы управления, так как их компетентность предполагает владение и постоянное изучение преподавателем не только передового отечественного, но и лучшего зарубежного опыта, стажировку в ведущих мировых компаниях и т.д.
  Эту страницу просмотрели - 26379