Научные школы
Научные школы созданы под руководством таких учёных, как:
- академик РАО и АН РТ, доктор педагогических наук, профессор М.И. Махмутов, который осуществляет подготовку специалистов в сфере педагогики и психологии;
- член-корр. МАПН, профессор Д.М.Шакирова, в сфере научных интересов которой – моделирование образовательных систем, сравнительная педагогика, компьютерные технологии обучения, управление образованием и формирование критического мышления;
- член-корр. АН РТ, доктор экономических наук, профессор В.В.Хоменко, возглавляющий кафедру общей и мировой экономики, крупный эксперт в области государственного регулирования экономики, разработчик многих Республиканских программ социально-экономического развития региона;
- заслуженный экономист РТ С.Г.Демченко, интересы которого лежат в сфере менеджмента и маркетинга;
- член-корр. АН РТ, профессор, доктор технических наук Д.Ш.Сулейманов, работающий в сфере компьютерной лингвистики;
- проректор по научной работе, доцент, кандидат философских наук Ф.Т.Нежметдинова, являющаяся специалистом по проблеме межкультурных коммуникаций и этики науки и многие другие.
Названные ученые руководят аспирантами и соискателями, имеют большое количество учеников, защитивших как кандидатские, так и докторские диссертации. Научная деятельность Института традиционно осуществлялась в соответствии со стратегическими планами инновационного развития, в т.ч. согласно концепции интеграции вузовской и академической науки, синтеза фундаментального и прикладного образования.
Сегодня ТАРИ тесно сотрудничает с Российской академией образования, Академией наук РТ и её институтами. В институте создаются межведомственные научные коллективы и совместные кафедры. Например, большинство сотрудников Института социально-экономических и правовых наук АН РТ являлись и преподавателями ТАРИ, внедряя в учебный процесс результаты своих исследований.
Традиционно проводятся научные исследования по следующим научным проблемам:
1) "Теоретическое обоснование инновационной многоуровневой модели образовательного учреждения и ее реализация в РТ". Так в 1997 г. в Казани ТАРИ провел всероссийскую научную конференцию "Инновационное учебное заведение в системе начального и среднего профессионального образования". Были опубликованы монография "Актуальные проблемы современного образования" (общ. науч. ред. М.И. Махмутова), статья ректора ТАРИ Д. М. Шакировой в сборнике Novitas "Тенденции в развитии высшего образования в странах Запада и возможности их реализации в России" и совместная работа Д. М. Шакировой и В. Н. Лебедева "Оценка эффективности учебных заведений и уровня подготовки кадров".
2) "Интеллектуальный потенциал: уровни развития". Обсуждение данной проблемы было проведено на международной научной конференции, организованной ТАРИ в мае 2001 г. в Казани. На конференции с докладами выступили Президент Академии наук РТ академик М. Х. Хасанов, академик РАО А. М. Новиков (Москва), зам. директора Психологического института РАО В. И. Панов (Москва); профессора М.Чошанов, А.Пачеко, Х.Лопес, С.Блейк (все США) и другие.
3) Научно-исследовательский проект ТАРИ "Развитие общего и профессионального образования, их взаимосвязь с экономикой и формирование целостной личности в новой ментальности социума" вошел в качестве раздела в Государственную программу развития науки РТ на период 2001 - 2005 гг. В рамках данного проекта в 1999 г. в Казани были проведены: региональные и всероссийские конференции на темы: "Экономическое образование и развитие региона" и "Развитие внешнеэкономических связей Татарстана и регионов Поволжья и проблемы подготовки экономистов международного профиля"; международные конференции: в 2002г. «Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования», в 2004 г. «Многоуровневое профессиональное образование в контексте Болонского процесса».
4) Проект "Развитие умений и навыков межкультурных коммуникаций в условиях вуза" (под руководством Ф. Т. Нежметдиновой), финансируемый в 2001-2003гг. фондом НИОКР, направлен на повышение культуры языка и профессионального мышления студентов, культуры межконфессиональных и национальных отношений, разработку методики межличностного общения в условиях плюрализма в культуре и идеологии. В 2000 г. в Казани в ТАРИ состоялся международный симпозиум на тему: "Межкультурные коммуникации: проблемы национальной педагогики и литературного перевода", в 2003г. международные конференции «Диалог культур: проблема толерантности, межкультурной коммуникации и межконфессиональных отношений и совместно с КГТУ (КХТИ) «Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья»
5) Тема «Эффективный менеджмент организации: актуальные вопросы теории и практики» (науч.руководитель – заслуженый экономист РТ, профессор, д.э.н. С.Г.Демченко) является одной из приоритетных научных направлений института. В октябре 2002г. была проведена международная научно-практическая конференция «Маркетинг, производство и сбыт: актуальные вопросы теории и практики». С 2003 г. выходит научно-практический межрегиональный межотраслевой журнал «Менеджмент производства и услуг», учредителями которого выступили ТАРИ, АН РТ, ТПП и другие. Опубликованы три номера журнала, четвертый сдан в печать.
6) Представленные инновационные проекты по темам «Теория и практика планирования карьеры в школе и вузе» (Шакирова Д.М., Вахрушева И.Г.) «Экспериментальная программа отработки сетевой модели профильного обучения» (Шакирова Д.М., Нежметдинова Ф.Т., Щукина Н.П.) были отмечены дипломами в конкурсе инновационных проектов МО и Н РТ. Разработанная концепция профильного обучения (Д.М. Шакирова, Ф.Т.Нежметдинова, Н.П.Щукина) легли в основу республиканской Программы эксперимента по реализации концепции профильного обучения в системе общего среднего образования республики. В июле 2003 г. в Республике Татарстан было принято решение об организации экспериментальной отработки модели профильного обучения в старших классах на базе общеобразовательных учреждений г.Казани, являющихся базовыми учреждениями Татарско-американского регионального института. В декабре 2004г. институт выиграл конкурс МО и Н РТ на разработку сайта по профильному обучению в РТ.
Проделанная научно-исследовательская работа стала возможной благодаря инновационному подразделению ТАРИ – социально-психологическому Центру «Карьера», который был создан одновременно с Вузом. С 2003г. этому Центру присвоен статус республиканского при МО и Н РТ.
В 2004 г. Д.М.Шакировой и И.Г.Вахрушевой опубликованы монография «Теория и практика планирования карьеры в школе и вузе» учебно-методическое пособие «Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи», получившие большой позитивный отклик среди руководителей органами образования и практиков. В настоящее время, по многочисленным запросам готовится к печати второе издание данных работ.
Отличительной особенностью научно-исследовательской работы ТАРИ является внедрение ее результатов в выработку практических рекомендаций и выполнение заданного объема работ по договорам. В частности, ученые и специалисты Татарско-американского регионального института активно сотрудничали с Министерством экономики РТ, Министерством торговли и экономических связей РТ, Институтом социально-экономических и правовых наук АН РТ. Были выполнены НИР по темам: "Неплатежи заработной платы: причины и возможность снижения", "Макроэкономические факторы невыплаты заработной платы", "Миграция в РТ: грани социального риска", "Современные основы организации государственной экономики в регионе" и другие.
В рамках договора с Министерством торговли и экономических связей РТ проведено исследование по теме "Формирование факторов, определяющих структуру и динамику товарных потоков Республики Татарстан". По договору с Миграционной службой РТ выполнено исследование по теме "Формирование государственной системы управления миграционными процессами в регионе на основе разработки региональной миграционной программы РТ на 1999-2000гг.".
Выдающиеся ученые
Академик М.И. Махмутов известен как в России, так и в международном научном сообществе своим вкладом в теорию и методологию педагогики. Разработав концепцию проблемного обучения, М.И. Махмутов вошёл в классику педагогической науки, его методика обучения широко применяется во всех звеньях образования – от общего среднего до послевузовского. С опорой на теорию проблемного обучения ведётся преподавание как в России, так и в странах Западной Европы и США.
Конференции и олимпиады
За время существования института было организовано как самостоятельно, так и при поддержке американских партнеров, Академии наук РТ, Министерства образоваия РФ и РТ большое количество научно-практических конференций, симпозиумов:
• Бизнес и образование: связи и модели взаимодействия (Казань, 1989 г.)
• Конгресс по профессиональному образованию (Сиэтл, 1990 г.)
• Регионализация образования как одно из условий перестройки социально-экономических отношений в республике (Казань, 1990 г.)
• Технологии развития творческого, критического мышления в профессиональном образовании (Джэксонвилл, 1990 г.)
• Общественность региона и ее влияние на образование (Казань, 1991 г.)
• Профессиональная компетентность специалиста - основа разработки учебных планов и программ (Казань. 1991 г.)
• Развитие технологии обучения в профессиональной школе (Анапа - Казань, 1991 г.)
• Бизнес и образование: модель регионального колледжа и ее реализация в Татарстане (Казань, 1992 г.)
• О ходе эксперимента по реализации модели регионального учебного заведения в Татарстане (Флорида, 1993; Казань, 1993 г.)
• Образование и бизнес: опыт США по подготовка специалистов для рыночной экономики (Висконсин, 1993 г.)
• Образование и бизнес: предпринимательское мышление и обучение предпринимателей (Анжеро-Судженск - Казань, 1994 г.)
• Формирование творческого, критического мышления в процессе обучения (Казань, 1996г.)
• Инновационное учебное заведение в системе начального и среднего профессионального образования (Казань, 1997 г.)
• Проблемы преподавания английского, татарского, русского и арабского как второго языка в Татарстане и зарубежной высшей школе (Казань, 1998 г.)
• Экономическое образование и развитие региона (Казань, 1999 г.)
• Развитие внешнеэкономических связей Татарстана и регионов Поволжья и проблемы подготовки экономистов международного профиля (Казань, 1999 г.)
• Межкультурные коммуникации: проблемы национальной педагогики и литературного перевода (Казань, 2000 г.)
• Интеллектуальный потенциал общества и развитие мышления учащихся и студентов (Казань, 2001 г.)
• Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования (Казань 2002г.)
• Маркетинг, производство и сбыт: актуальные вопросы теории и практики (2002г.)
• Диалог культур: проблема толерантности, межкультурной коммуникации и межконфессиональных отношений (Казань 2003г.)
• Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья» ( Казань 2003г.,совместно с КГТУ (КХТИ)
• Многоуровневое профессиональное образование в контексте Болонского процесса (Казань 2004г).
• Глобализация и национальная самобытность: Форум языков. Женский фактор (Казань, 2004г.)
В последние годы огромное внимание в институте уделяется студенческой научной работе. Создано и активно работает СНО.
Ежегодно проводятся научно-практические конференции «Образование - интеллект - Карьера», в которых принимают активное участие более не только студенты ТАРИ, но и вузов г.Казани. Конференция проводится уже седьмой год и играет важную роль в научной жизни республики: содействует выявлению одаренных студентов и формированию научной базы, укрепляет межкультурное и межконфессиональное согласие. В ней традиционно участвуют перспективные студенты вузов Казани, которые уже сейчас активно включаются в научную жизнь республики или будут формировать её в будущем.
Также ежегодно проводится Республиканский конкурс «Будущие лидеры Татарстана». В организации и проведении конференций и конкурсов принимают участие Академия наук РТ, Министерство образование и науки РТ, Министерство по делам молодежи и спорту, Министерство экономки и промышленности, инвестиционная кампания "ЭЛЕМТЭ", ЗАО «Татхимэнергогаз», ТПП и многие другие.
Студенты и аспиранты института ежегодно становятся стипендиатами стипендии Президента РТ, АН РТ, Администрации г.Казани. Студенты ТАРИ активно участвуют в различных конкурсах городского и республиканского уровней. В феврале 2004г. студенты ТАРИ приняли участие в конкурсе переводчиков, организованном отделом Международных отношений КГУ и Департаментом внешних связей с целью формирования групп переводчиков к 1000-летию Казани. В конкурсной программе принимало участие более 200 человек, в том числе профессиональные переводчики и преподаватели. Три студента ТАРИ вошли в десятку лучших, а Юлиана Аманова (2 курс) заняла в нём второе место. Вошедшие в десятку будут работать переводчиками при ВИП-персонах на праздновании тысячелетия города.
Издательская деятельность
Вуз располагает собственной типографией. За последние пять лет издано более 7 сборников научных трудов общим объемом около 100 п.л., более 40 учебных, учебно-методических пособий, практикумов и информационно-популярной продукции.
|