Главная |  Регистрация |  Контакты
 
   
   
20 сентября 2013
Обновление информации об ИЭУП

14 июня 2013
Обновление информации о КФ АТ и СО

28 марта 2013
Обновление информации о КГАСУ

18 октября 2012
Обновление информации о КГЭУ
   
Зарегистрированные: 1177

   
Международный институт экономики и права (МИЭП) Казанский государственный университет (КГУ) Казанский государственный технологический университет (КГТУ) Казанский авиационный институт (КАИ) (КГТУ им.Туполева) Казанский государственный педагогический университет (КГПУ) Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ) Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ) Казанский государственный медицинский университет (КГМУ) Казанский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ) Казанская государственная консерватория (КГК) Казанский Государственный Аграрный Университет (КГАУ) Казанская государственна академия ветеринарной медицины (КГАВМ) Казанский институт Российского государственного торгово-экономического университета (КИРГТЭУ) Казанский кооперативный институт (филиал) Московского университета потребительской кооперации Казанский юридический институт МВД РФ (КЮИ МВД) Казанский филиал Владимирского юридического института Минюста РФ Институт государственной службы при Президенте РТ Казанский филиал Российской академии правосудия Казанский филиал Академии труда и социальных отношений (КФ АТ и СО) Университет управления "ТИСБИ" Институт экономики управления и права (ИЭУП) Академия Социального образования (Казанский социально-юридический институт) (АСО КСЮИ) Татарско-американский региональный институт (ТАРИ)
   
   
 
 
 
Нажмите здесь, если забыли пароль

 

Казанский авиационный институт (КАИ) (КГТУ им.Туполева)

РАЗДЕЛ » ВУЗы г. Казани » КАИ » Наука
Научные школы
В университете сложились научные школы, завоевавшие широкое признание в нашей стране. Среди них – казанская школа устойчивости движения, основанная инициатором создания и активным организатором института, известным ученым-механиком Н.Г.Четаевым, впоследствии членом-корреспондентом АН СССР, лауреатом Ленинской премии. Воспитанники этой школы организовали крупные центры в Москве, Свердловске, Алма-Ате, Иркутске. В Казани последователями Н.Г.Четаева стали Г.В.Каменков, С.Г.Нужин, П.А.Кузьмин, В.М.Матросов, Т.К. Сиразетдинов, В.Г.Павлов, Ю.Г.Кожевников.
Значительный вклад в теорию оптимальных процессов внесли профессора Н.В.Куршев, Ю.Г.Кожевников, Т.К.Сиразетдинов, Г.Л.Дегтярев.

Широко известна казанская школа двигателестроения, в основании которой принимал участие работавший в институте В.П.Глушко, академик, лауреат Ленинской и Государственной премий. Именем одного из основоположников этой школы Г.С.Жирицкого назван кратер Луны. Этим самым были увековечены его выдающиеся заслуги в области авиации и космонавтики. Г.С.Жирицкий является основателем научной школы в КАИ по газотурбостроению. От профессора А.В.Болгарского пошла школа теплотехников. Достойными продолжателями дел, начатых в КАИ В.П. Глушко, явились В.Е.Алемасов и А.Ф.Дрегалин. Созданные ими научная школа по исследованию термодинамических и теплофизических свойств, продуктов сгорания является ведущей и общепризнанной в стране и мире. Известны также школы прочности авиационных конструкций профессоров Ю.Г.Одинокова, М.Б.Вахитова, В.Н.Паймушина; технологии пластических деформаций в самолетостроении профессоров М.И.Лысо ва, И.М.Закирова и Ю.П.Катаева.

Ученые радиотехнического факультета (ныне института радиоэлектроники и телекоммуникаций) во главе с профессорами Р.Ш.Нигматуллиным, В.И.Поповкиным, Ю.П.Ермолаевым, Ю.Е.Польским, В.А.Белавиным, Г.Ю.Даутовым, М.Р.Вяселевым выполнили опередившие в свое время исследования в области теории и конструкции антенн, хемотроники, микроминиатюризации радиоэлектронной аппаратуры, лазерной техники, физики низкотемпературной плазмы. Ныне эти исследования продолжают их ученики: Евдокимов Ю.К., Ильин Г.И., Морозов Г.А., Насыров И.К.

Выдающиеся ученые
Становление науки в КАИ связано с именем его основателя – профессора Н.Г.Четаева. Первыми учениками Н.Г.Четаева были Г.В.Каменков и С.Г. Нужин, которые принимали самое активное участие в организации КАИ. Г.В.Каменков долгое время работал заместителем директора КАИ по учебно-научной работе, а затем – директором института. Одновременно Г.В.Каменков заведовал кафедрой аэродинамики. Помимо аэродинамики Г.В.Каменков плодотворно занимался теорией устойчивости в критических ситуациях.
Приход в институт в 1944 году профессора Г.С.Жирицкого, известного специалиста в области паровых и газовых турбин, обеспечил рождение нового научного направления на мотостроительном факультете.

В течение 1940-1945 гг. в Казани при мотостроительном заводе работал В.П.Глушко, возглавляя сначала специальную группу, а затем ОКБ по жидкостным ракетным двигателям. По его инициативе в 1945 году КАИ была организована первая в стране кафедра ракетных двигателей, в числе первых преподавателей который был С.П.Королев, впоследствии - Главный конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.
Были достигнуты большие успехи в 1950-х годах, когда практически всю работу по созданию планеров возглавил выпускник КАИ 1954 года М.П.Симонов, ныне генеральный конструктор ОКБ им.П.О.Сухого, выдающийся авиаконструктор, Герой России.

Значимые открытия
В стенах вуза профессором В.А.Павловым – членом международной академии авторов научных открытий и изобретений, было сделано открытие, подтвержденное дипломом и медалью имени П.Л.Капицы 1 декабря 2004 года.
Открытие относится к разделу аэрогидроупругости и доказывается автором на примере аэроупругости составных авиаконструкций, таких как крыло самолета с элероном или оперение с рулем.
Теоретически и экспериментально установлено неизвестное ранее явление – колебания катастрофического изменения формы составных тел в потоке газа или жидкости.
Сущность его состоит в том, что в составных стержнях типа оперения самолета с рулем, имеющим большую изгибную жесткость в плоскости хорд, многошарнирную навеску, угол отклонения от плоскости оперения и находящегося в потоке газа или жидкости, при некоторой скорости набегающего потока происходит катастрофический переход из одного равновесного состояния в другое, не смежное с первоначальным в область больших прогибов и закручивания. Причиной катастрофических переходов являются силы взаимодействия, направленные по нормали к оси шарниров, соединяющей стержни, и лежащие в плоскости хорд, обнаруженные автором и названные лобовыми реакциями.
Таким образом, В.А.Павловым установлено неизвестное ранее явление – которого нет в существующей классификации колебаний авиационных конструкций.

Открытие изменяет сложившиеся научные представления в области авиации, в частности в области прочности и аэроупругости авиаконструкций, представляющих собой составные стержни, пластины или оболочки, такие как крыло с элероном, закрылком или оперение с рулем. Для исследования критического и закритического поведения несущих и управляющих поверхностей построена геометрически нелинейная теория движения стержней при больших перемещениях. На основе их родилось новое научное направление, которое можно сформулировать как «геометрически нелинейные математические модели статики и динамики стержней и составных стержневых конструкций, и их приложение к задачам движения, прочности и проектирования несущих и управляющих поверхностей летательных аппаратов, к исследованиям динамики лопастей несущих винтов.

Это позволило по-новому оценить механику деформирования и движения составного многозвенного крыла, найти силы взаимодействия между отдельными звеньями, взаимные перемещения звеньев, взаимные перемещения звеньев (крыло с закрылком), определяемые элементами их соединений (кронштейнами и рельсами). Проведенные исследования позволяют сделать заключение, что создано теория и методы расчета многозвенного крыла будущего – адаптивного крыла.
Автор продолжает исследования.

Конференции и олимпиады
В вузе проводятся научно-практические конференции, такие как «Авиакосмические технологии и оборудования», «Автомобиль и техносфера», «Туполевские чтения», «Четаевские чтения» и др. Студенты участвуют вместе с преподавателями – научными руководителями работ. Участвуют за пределами вуза в конференциях: «Королевские чтения», «Гагариновские чтения». Результатами участия являются публикации в научных изданиях.
Участвуют в конкурсах: «Авиа-ракетостроения», «Воздушный транспорт», «Хрустальный апельсин» и др. Результаты: дипломы, свидетельства, благодарности, а также медали победителей. Выдающиеся результат – победа на международном конкурсе «Полет в будущее», организованном в 2004 году российским аэрокосмическим агентством и представителями США, посвященном памяти писателя фантаста Роберта Хайнлайна. Победителями стали представители команды КГТУ-КАИ: профессор В.А.Павлов, студент В.В.Павлов, кандидат наук А.В.Мельничнов, аспирант М.В.Огородов.

Издательская деятельность
В вузе есть собственные издательство и типография.
  Эту страницу просмотрели - 15588